Мусоровозы не вывозят реформу отрасли в Томске

Авторы мусорной реформы в регионе все-таки обосрались. Новая схема обращения с твердыми коммунальными отходами эффективно не заработает в Томске и Томской районе ни в мае, ни даже в июне, как они нам обещают. Объясняю, почему.

Сегодня ровно месяц, как томский губернатор развернул мусорную реформу в регионе обратно. Это случилось 22 марта, когда Жвачкин на совещании в администрации заявил, что его «не устраивают» объяснения подчиненных про то, почему смысл реформы всего за три месяца съехал с темы экологии и комфорта в тему доходов мусорных операторов. Единственный внятный итог трех месяцев – это увеличение в два-три раза выручки мусорных компаний, получивших статус операторов.

Ни инвестпроектов по сортировке, ни планов по новым полигонам. Вообще никакой предметной экологической повестки, которая бы помещалась в новый тариф и которую можно было бы упаковать куда-то по делу, а не просто, как они привыкли, в намерения. Все разговоры утекли в бабло. Главы сельских районов посадили на подряды к мусорным операторам свои старые МУПы и по вечерам их просто разрывало от жадности. Потому что новый тариф в районах никто не вывозил. И главы, конечно, благоразумно стали поддакивать общественному мнению, но при этом продолжали ныть, чтобы операторы добавляли денег прикормленным местным МУПам.

Месяц назад у губернатора Жвачкина не было особого выбора, кроме как развернуть тарифы по ТКО к дореформенным значениям. С января население большинства сельских районов региона массово начало копить долги по вывозу мусора. По оценке операторов, в сдернем сборы за эту услугу составляли 15%. Это значит, что 85% сельских жителей не платило. К лету под натиском долгов они начали бы жечь к ебеням мусоровозы.

Другой вопрос, что теперь руки развязаны у всех. Нет новых тарифов – нет новой схемы обращения с ТКО. Никто не будет упираться с новыми контейнерными площадками, заказывать тару и мутить лизинг под новые мусоровозы. У всех этих чуваков, которые заняты в Томске реализацией мусорной реформы – регулятора в лице профильного департамента, операторов и глав районов и городов, – теперь есть моральное право вообще нихуя здесь не делать. И самое приятное: это всех устраивает.

В областном центре о реформе ничего не знают. Потому что с точки зрения потребителя, нахуй нужна какая-то реформа, если рынок и так нормально здесь все отрегулировал? Еще немного и они бы нас даже уговорили, что раздельный сбор мусора – это никакое не фуфло. Потому что именно на этом этапе возникает нормальная добавленная стоимость мусорного бизнеса. Владельцы этого бизнеса понимают: чтобы у тебя были хорошие объемы переработки и вторсырья, ты должен нас не уговаривать, а стимулировать делить мусор самим. Даже начинавшись статей про экологию, никто в здравом уме не будет делать это из любви прекрасному пока не появится экономический стимул. А вот, получив за раздельный мусор более низкий тариф, любовь к прекрасному сразу вернется.

Но на областной центр все равно натягивают новую систему обращения с ТКО как презерватив. Он рвется, причем, в нескольких местах сразу. Потому что на презервативе опять сэкономили, а руки неумелые. Это не про контрацепцию, а про опасное сближение с людьми, с которыми никто из нас не хотел бы сближаться.

О предстоящем переходе Томска и Томского района на новую систему обращения с ТКО на прошлой неделе напомнили и Кляйн и Терещенко. Сначала мэр Томска, а затем и глава Томского района в эфире телеканала «Вести 24 – Томск» осторожно назвали май. От областных чиновников я слышал про июнь. Новый единый мусорный оператор – муниципальное «Спецавтохозяйство» (САХ) – ждет от департамента тарифного регулирования администрации области решения о размерах нового тарифа. Поскольку ничего не известно о завершении этих расчетов, спорить, кто из них прав о сроках перехода к новой системе, все равно бессмысленно.

Но не бессмысленно напомнить, что мусорная реформа начинается в Томске и Томском районе почти на полгода позже, чем в остальных муниципальных образованиях области. Сначала из-за судов, в которые департамент природопользования и «Спецавтохозяйство» втянул конкурент муниципального предприятия на прошлогодних выборах регоператора – компания «ЭКМО». А потом несколько месяцев САХ не мог найти себе подрядчиков на перевозку мусора, которых по закону он должен нанять на половину объемов. И эта утомительная история с поиском подрядчиков очень точно характеризует муниципальную компанию, которую власти по дикому недоразумению выбрали мусорным оператором для Томска и Томского района.

Дело в том, что жадность, вызванная хронической неэффективностью мусорного бизнеса муниципального «Спецавтохозяйства», не помещаются в существующий тариф. Поэтому чуваки решили, что, раз они теперь главные в этой неконкурентной истории, будет уместным залезть в карман подрядчикам. Именно по этой причине не состоялись первые торги по выбору подрядчиков: транспортная составляющая тарифа, которую САХ должен будет возвращать перевозчикам мусора, оказалась заниженной на треть. При этом себе «Спецавтохозяйство» оставило транспортную составляющую тарифа неизменной – 1.8 тысячи рублей за кубометр, а также два самых «ликвидных» с точки зрения логистики городских района – Октябрьский и Советский.  Все остальное, включая 128 населенных пунктов Томского района, решили зарядить подрядчикам.

Понятно, что на торги даже никто не заявился. На повторные на два лота из четырех заявилась одна компания – «АБФ-Логистик» бывшего главы муниципального «Спецавтохозяйства» Чаринцева. Но оставшиеся два лота все равно болтались. Ребята из «Спецавтохозяйства» месяц бегали по городу, и уговаривали любого, у кого есть мусоровоз или даже, блядь, половина мусоровоза, подписаться к ним на подряд. Но никого не уговорили, потому что это даже без математики – чистые убытки. У всех, наблюдавших за этой историей, было ощущение, что чуваки просто перебрасывают друг другу гранату с вырванной чекой. В итоге эта граната оказалась в руках у Чаринцева, который вынужден был подписаться и на два оставшихся лота под натиском каких-то, явно неэкономических обстоятельств. И эти обстоятельства тащат его бизнес вместе с Томским районом и частью областного центра куда-то совсем в другую от рентабельности сторону. В новой схеме обращения с ТКО компания «АБФ-Логистик» уже возит мусор в Северске и на востоке Томской области – в Зырянском, Асиновском и Первомайском районах. После того, как губернатор вернул тарифы к прошлогодним значениям, мусоровозы Чаринцева больше не возят в сельских районах мусор. Они возят убытки. И с подрядами «Спецавтохозяйства» они будут только расти. Если никто не будет там друг друга наебывать, примерно на четыре миллиона рублей в месяц.

Могу объяснить, как так получилось, что Чаринцев остался один в этой кислой истории с презервативом. Совладелец «АБФ-Логистик» слишком много денег тратит на пиар и антипиар, пытаясь накрутить Белому дому петрушку про то, что он единственный, с кем в этом бизнесе надо вообще разговаривать. И его время от времени зовут туда на совещания, потому что теперь думают, что все остальные в мусорном бизнесе токсичные. Так возникают хуева туча обязательств, от которых ты потом не можешь отказаться. Ну, ок, ты сам этого хотел. Надо меньше денег тратить на пиар и больше на бизнес. Но сейчас это уже не поможет.

Ни у «Спецавтохозяйства», ни у «АБФ» нет такого парка специализированной техники на двоих, чтобы закрыть потребности муниципальных образований таких как Томск и Томский район. К новой схеме обращения с ТКО сегодня не готовы и в самих муниципалитетах. Новоизбранный глава района Терещенко, чей коммунальный бизнес в половине районов области сам оказался токсичным из-за многолетних долгов перед «Газпромом», считает, что Томскому районе сейчас не хватает примерно половины мощности, чтобы вписаться в новую схему. Речь идет о таре и оборудованных мусорных площадках. По словам Терещенко, району нужно полторы тысячи контейнеров и около тысячи площадок под них. Сегодня оборудованных площадок в два раза меньше. Охуенный результат мусорной реформы в Томске. Место рынка заняла одна муниципальная неэффективная компания, которая будет копить долги, потому что не умеет и никогда не умела работать без убытков. Все эти ребята сами отлично понимают, что как только схема заработает в областном центре и Томском районе, будет полный пиздец. И через год САХ можно будет благословенно банкротить и открывать новый. Они все равно решили ныне действующее предприятие распилить два, выделив услуги по содержанию и ремонту городских дорог в отдельную муниципальную компанию. Ныне действующий САХ будет работать как, прости господи, мусорный оператор, его возглавит вот этот человек

Его фамилия Курилов, числится в муниципальном предприятии сейчас замдиректора. Он автор новой реальности «Спецатохозяйства», когда компания, не помещаясь в тариф, перекладывает убытки на подрядчиков. Для человека, который занимался бизнесом, такие наклонности выглядят странными. Ничего не слышал про его очевидные успехи в бизнесе. Но человек, управлявший совсем не мелкими компаниями, должен же понимать, что в бизнесе, где твоя доходность и эффективность зависят не только от тебя самого, но и от того, насколько эффективны все звенья производственной цепи, нельзя вести себя как мясник. Здесь правило win-win, когда зарабатывают все или никто. Все эти ребята явно за затратную часть, а не за добавленную стоимость.

В марте тут Курилов объяснял журналистам суть мусорной реформы и сказал дословно вот что: «Идеология реформы как раз в том и заключается, чтобы люди перестали ходить в другое место для того, чтобы выкинуть мусор, а выкинули там, где положено». О чем он, блядь, тут сказал? Чтобы люди перестали ходить? Туда не ходи, сюда – ходи?

Курилов – менеджер, который должен заниматься эффективностью. Но раз уж он заговорил тут про идеологию, я его работодателей сейчас расстрою, потому что идеология реформы совершенно в другом. Схемы вывоза и утилизации мусора в Томске не меняется. Меняется карман, куда складываются деньги. Суть реформы – не технологическая, а гуманитарно-технологическая. На первом месте – экологическая тема.

Нам повезло с этими ребятами. Потому что из-за их глупости и жадности никакой реформы в Томске не будет. Ни в Белом доме, ни в мэрии Томска теперь не хотят, чтобы новая схема обращения с ТКО реально здесь заработала. И в администрации будут только признательны, если совладелец «ЭКМО» Урядов добьется судебного решения об отмене итогов конкурса по выборам регионального оператора в седьмой территориальной зоне до того, как они со своей реформой обосрутся. А это 50/50. У Урядова идут девять судов, связанных с результатами конкурса. И вокруг этой темы все более отчетливый запах московских отраслевых лоббистов, стоящих сейчас за «ЭКМО», которые ходят в Минприроды, как в дом родной.

Может это не очень патриотично, но пусть они сначала все-таки обосрутся. В июне обязательно напишу про гигиену.

Telegram-канал «Наблюдатель в Томске» https://t.me/Nabludatelvtomske

Все там будем. Живой канал между людьми и зажимами для денег