На рынок газомоторного топлива Томска пришли бутлегеры
Какой-то ад творится в Каргаске, где жители в одиночку бьются с бутлегерами, кустарно перекачивающими газ с Мыльджинского месторождения в речной транспорт, угрожая сжечь все живое вокруг к ебеням. Об этом уже рассказали журналисты «Вести-Томск» и агентства ТВ-2. Но на войну иногородней компании с местными жителями, которая длится второй год, как-то вяло реагируют местные власти. В мае на Мыльджино дошло до стрельбы, но бизнес бутлегеров не встал. Они продолжают возить мыльджинский газ на свои АГЗС в Томске и районах области.
И все это довольно странно, потому что Мыльджино, где впервые в Томске началась промышленная добыча газа, – это такой фетиш действующей региональной власти. Месторождение в Мыльджино строил нынешний губернатор Жвачкин, возглавлявший до августа 2004 года компанию «Томскгазпром», которой принадлежала лицензия на право пользования недрами месторождения в Каргасокском районе.
Все неприятности начались в Мыльджино в прошлом году, когда по странному стечению обстоятельств газовой отрасли в Томской области стукнуло 20 лет. В мае 1999 Мыльджинское газоконденсатное месторождение было введено в промышленную эксплуатацию. И, спустя, два десятилетия стало здесь олицетворением беды, а не экономического прогресса северных территорий. В прошлом году «Томскгазпром» заключил договор поставок сжиженного углеводородного газа с московской компанией «СИТЭК». Говорят, заключил под неким внешним давлением, которое превысило давление в газотранспортной системе этой дочки «Газпрома», но не суть важно. «СИТЭК» торгует сжиженными углеводородными газами в разных регионах Сибири, включая Томск, где у компании есть собственная сеть АГЗС.
Летом газ из Мыльджино нельзя вывезти автотранспортом. Но можно по реке. Для этого топливо доставляется в газовозах на берег реки Нюролька в поселке Мыльджино, где перекачивается в цистерны внутренних речных танкеров. Через 13,5 км. в протоке Кольджа Парабельского района газ опять перекачивается в автотранспорт и едет за заправочные комплексы Томска.
Эта сложная логистическая конструкция не казалась бы такой сложной, если бы вы везли из Парабели в Томск пеньки, или, скажем, болотный мох. Что, кстати, не такая уж ебанутая идея, потому что болотный мох – классный природный антибиотик и на его основе делают высокоэффективные фильтры для очистки воды.
Но вы везете не болотный мох, а химическое вещество, которое по вредности и опасности классифицируется как опасный груз второго класса. Чтобы было понятно, ГОСТ определяет всего девять классов опасных грузов и веществ. Так вот перевозка радиоактивных материалов – это аж седьмой класс опасности. А сжатые газы – второй. Первый класс опасности – это если вы, вдруг, повезли просто взрывчатку. Куча ведомств следит, ну, или должны следить за всей этой погрузочно-разгрузочной суетой, чтобы соблюдались всякие технические регламенты безопасности.
И в прошлом году выяснилось, что «СИТЭК» ни в какие регламенты не вписывается. Просто в один прекрасный день на берег гордой реки Нюролька, которую селькупы ласково называли «Нюрэл кы» — луговая река, – в поселке Мыльджино приехали чуваки и привезли с собой какую-то хрень на телеге, похожую на самогонный аппарат, и нитки газоводов, которые протянули к реке. Местным приезжие, по повадкам похожие на чистых бутлегеров, конечно, не понравились. Потому что никто не хочет жить на бочке с порохом. А потом власти выяснили, что и самой то бочки с порохом по бумагам не существует. У «СИТЭК» не было лицензии на погрузку – разгрузку опасных грузов на внутреннем водном транспорте в Каргасокском районе. Не совсем законной оказалась и сама перевозка газа по реке.
Сначала «СИТЭК» начали штрафовать. А в августе прошлого года СО при Томском линейном отделе МВД возбудил уголовное дело в отношении компании по признакам преступления, предусмотренного по статье за незаконное предпринимательство. Три месяца назад Черемушкинский районный суд Москвы по иску Томского транспортного прокурора своим решением запретил «СИТЭК» перегрузку сжиженного углеводородного газа в Каргасокском районе Томской области. Во второй инстанции это решение уже вступило в законную силу. Но компания продолжает переваливать груз второго класса опасности на реке в Мыльджино.
Почерк такого бизнеса всегда выдаст в нем бутлегера. Там обязательно будет написано: мне похуй на ваши тут порядки.
«СИТЭК» везет сжиженное топливо на свои заправки в Томске сети «Драйв». Несмотря на то, что две из них – на Энтузиастов и Комсомольском – были арбитражным судом признаны самовольными постройками, а одна даже принудительно демонтирована, они как-то продолжают торговать там топливом. Похожие истории у компании и в соседних регионах СФО.
И эта манера бизнеса объясняется очень просто: в последние годы рынок газового автомобильного топлива растет невероятно быстро. По данным минэнерго, только за последний год он вырос на 30%. А с 2014 по 2019 год он в объеме удвоился. На сжиженный углеводород давно пересаживаются не только перевозчики из общественного транспорта и муниципальный автопарк, но и уйма простого народа, для которых есть отличный стимул экономить. Государство активно поддерживает это движение вверх на разных уровнях власти, причем, даже рублем: автопроизводители получают госсубсидии в размере скидки на газомоторную технику для покупателей. Это несколько миллиардов рублей в год.
Газовые цены на АГЗС на местном рынке в течение года могут ходить вверх-вниз. ФАС внимательно это анализирует, потому что в отличие от бензинового, который у нас подмяли под себя две госкомпании, рынок газомоторного топлива в Томске весьма конкурентный. И, когда ты экономишь на издержках, связанных с многочисленными формальностями этого бизнеса, его маржинальность растет.
Выручка на розничном рынке сжиженного углеводородного газа в Томской области превышает 50 млн. рублей в месяц. Выручка самой компании «СИТЭК», которая работает в нескольких регионах страны, превышает 1,7 млрд. рублей в год. Вот почему «СИТЭКу» плевать на обитателей Мыльджино, местных властей и штрафы, которыми их обложили в Каргасокском районе. Потому что самый большой штраф, который им вкатили, все равно меньше их суточной выручки только в Томске.
Telegram-канал «Наблюдатель в Томске» https://t.me/Nabludatelvtomske
Живой канал между людьми и зажимами для денег