Как внутренний госдолг региона стал активом одного единственного чиновника

В среду на прошлой неделе подчиненные губернатора Жвачкина провели через думу бюджетные корректировки. Там ничего особенного: добавилось немного целевых федеральных денег, которые сдвинули вверх основные параметры регионального бюджета. Но вот что интересно, почему, когда они регулярно двигают параметры бюджета, никого в думе не интересует, что происходит с долговой нагрузкой?

Величина госдолга Томской области давно превышает половину доходов бюджета. Это ключевой показатель, и его движение – реальный трафик местной экономической политики властей. За пять месяцев этого года госдолг области вырос более чем на миллиард, и к первому июня составлял вот эту фантастическую цифру – 26 766 700 000 рублей.

Когда принимался бюджет на 2017 год вице-губернатор Феденев, возглавляющий в Белом доме департамент финансов, говорил, что в этом году государственный внутренний долг области сократится на сто миллионов. Но потом что-то пошло не так.

Только за пять первых месяцев долг вырос на миллиард сто и пробил верхний предел величины госдолга, с которым Белый дом должен подойти к первому января 2018 года. Верхний предел к этой дате  – 26,600 млрд. рублей.

 

Долг не должен расти. В ближайшие три года региональный бюджет предусматривает, что величина государственного долга Томской области должна оставаться примерно на одном уровне и даже немного снизиться. К первому января 2020 года сумма долгов региона должна по закону помещаться в 25 млрд. рублей.

Внутренний долг рос все эти годы разными темпами. Но рос. Это не хорошо и не плохо, просто так устроена наша бюджетная система в регионе. Я к долговым делам регионального бюджета всегда относился с пониманием. Люди работали аккуратно, и бюджет никогда не кредитовали случайные банки, если вы понимаете, о чем я.

Структура долга тоже менялась: когда-то там было больше прямых банковских кредитов, потом появились бюджетные, облигации и займы, которые Белый дом продавал через торговые площадки или самостоятельно. В отчете за 2015 год ясно видно, например, что, внезапно, уменьшилась доля ценных бумаг: в структуре госдолга она сократилась до 31,6%. И, наоборот, до 52,3% увеличилась доля задолженности перед коммерческими банками. По состоянию на первое января прошлого года задолженность по кредитам перед коммерческими банками составляла 12,150 млрд. рублей, и только за 2015 год она выросла на 23,6%. Одних процентов по кредитам в 2015 году Белый дом выплатил банкам почти 700 млн. рублей.

Поэтому все попытки спрятать в этой структуре госдолга очевидные интересы все того же банковского сектора, – по-прежнему, наивны. Песня их любимого исполнителя Феденева – заместителя губернатора и главы департамента финансов – про то, как Белый дом втюхивает свои облигации физическим лицам из числа жителей Томской области, – это, конечно, хуйня полная. Потому что реально они продают «народных» облигаций не больше, чем величина погрешности общего долга. И этих денег просто не видно в копилке всех привлеченных заимствований регионального бюджета.

На обслуживание госдолга Белый дом потратит в этом году 2,4 млрд. рублей. Это проценты по банковским и бюджетным кредитам, проценты за пользование федеральными средствами (у них это, блядь, тоже официально называется рассрочка), выплаты по облигациям и так далее. И в этом моменте становится понятно, что думать о проблеме госдолга региона только как о проблеме, – дремучее богохульство.  У нас тут долги, действительно, спекулятивные. Но не потому, что интересны профессиональным торговцам финансовой ликвидностью. А потому что про долги говорят только продавцы ебаной предвыборной чешуи, а не банкиры и брокеры. Миллиарды рублей, которые Белый дом ежегодно тратит на обслуживание внутреннего долга, как и сама цифра в 27 миллиардов госдолга, – никакая нахуй не проблема миллиона человек, живущих в Томской области, а реальный актив одного конкретного чиновника, который много лет этими долговыми деньгами управляет.

У всех кассиров со временем появляется одна профессиональная деформация: когда ты долго считаешь чужие деньги, в какой-то момент ты начинаешь их не просто считать, а считать своими. Вице-губернатор Феденев – fare collector Томской области. Через месяц будет 15 лет, как он рулит областным департаментом финансов. И у нас с вами нет тут по-соседству никого другого, кто бы так ясно понимал, что многомиллиардные долги – это не тоска и уныние, а возможности.

Они разные. Во-первых, тебя любят банкиры. И это уже сумасшедшая история, потому что банкиры, как известно, в принципе никого не любят. Во-вторых, кроме этих самых банкиров, больше тебя и не любит никто. В этом, правда, есть свои плюсы, когда ты с утра до вечера считаешь деньги. Ты не обязан делиться, быть вежливым и добрым, обещать жениться или спросить утром, есть ли у нее деньги на такси. Ничего такого.

Ну, и, в-третьих, самое главное: поскольку ты один контролируешь долги, это дает тебе возможность манипулировать бюджетным процессом так, чтобы держать всех остальных в напряжении из-за этих самых долгов. Более того, у тебя появляется моральное право резать бюджет. И вот одна твоя рука секвестирует его инвестиционные планы к ебеням, а вторая – шарит там в поисках избыточных денег на обслуживание госдолга.

Анализ расходов бюджетных денег на обслуживание госдолга Томской области, сделанный аудиторами контрольно-счетной палаты, показал, что денег на эти расходы в 2011-2015 годах они закладывали себе со значительным избытком. Знаете, зачем? Чтобы финансировать свои собственные разные программы, которые напрямую никак не связаны с выплатами кредиторами. Есть среди них такая, о которой, например, слышали все – она связана с финансированием мероприятий по повышению финансовой грамотности населения. Обоснование – элементарное. Поскольку департамент финансов выпускает облигации и займы для физических лиц, людям нужно как-то объяснить привлекательность этого финансового инструмента. И пошло поехало.

Областной депутат Федоров, тот, что из стоматологической клиники, но почему-то с красной повязкой то на рукаве, то на голове, говорит мне, что стоимость этой программы, которая была заложена в региональном бюджете, – 200 млн. рублей. Эти деньги тратятся с помощью посредников. Вот маленький пример. В 2015 году департамент финансов Феденева заключил контракт с частной компанией на оказание услуг по телефонному консультированию людей, у которых что-то там теребило облигациями Томской области. У вас вот дохуя знакомых, купивших облигации областного внутреннего займа? И эти знакомые без конца звонят по каким-то телефонам и постоянно уточняют размер купонного дохода?

Это, конечно, пиздец, а никакая не услуга, включенная в расходы на обслуживание госдолга, решили даже аудиторы. И получается то так, что эти 200 миллионов – они из копилки  реального сектора. В бюджете на этот год департамент финансов срезал почти те же самые 200 миллионов с господдержки аграрного сектора. Теперь размер этой господдержки по году меньше миллиарда рублей. Там секвестировали все статьи на этот год, включая те, что в принципе поддерживают минимальный интерес бизнеса в местном АПК: компенсирование процентной ставки по кредитам, техоснашение, возмещение затрат на приобретение семян и субсидии на производство молока.

И вот теперь тебя не любят даже добродушные по жизни коровы. Но зато по-прежнему любят банкиры.