Однажды они все-таки потопят Томск

Пару раз за лето Томск обязательно уходит под воду целиком. Иногда, как минувшим летом, это случается даже чаще. В эти дни прибрежный остров под названием Томск не похож ни на какую Венецию. Это одна большая сточная канава, которая смывает все намерения властей причесать город снаружи, ремонтируя дороги и фасады.

Внутри все эти намерения остаются всё такой же химерой и помойкой. Городская инфраструктура давно перестала быть не просто небезопасной, а стала частью социума, от которого воняет неблагополучием.

Ливневая канализация придумана как дренаж для поверхностных вод, но в Томске служит для канализационных стоков. Почти у 10% жилого фонда областного центра нет оборудованной канализации и люди, которые там живут, гадят в ливневки. Мы тут все ныли, что в соседнем Северске нет очистных и стотысячный город ходит прямо в реку Томь, но Томск от него не сильно далеко убежал вперед, потому что, как выясняется, 50 тысяч горожан ежедневно делают тоже самое.

Еще несколько лет назад в «Облкомприроды» подготовили доклад по теме состояния сточных вод в Томске и там есть такой вот слайд.

У города Томска есть девять выпусков сточных вод в реку Томь. Два года назад томская межрайонная природоохранная прокуратура проверила, как мэрия областного центра исполняет природоохранное законодательство при сбросе сточных вод в реку и обнаружила, что по одному из выпусков ПДК нитритов превышены в восемь раз, нитратов, фосфатов и нефтепродуктов – в четыре раза. Несмотря на сопротивление администрации прокуратура через Кировский суд добилась, чтобы власти привели все в порядок до 31 декабря 2019 года. Ну и как бы на этом все.

Система ливневой канализации Томска, большая часть которой построена в советское время, представляет собой около 200 км. подземных трубопроводов и еще 30 км. – это дренажная система. Оценка работоспособности всей системы просто унизительна для полумиллионного города: в рабочем состоянии всего 25-30% ливневой канализации.

В ливневую канализацию город ежедневно сбрасывает около четырех тысяч кубометров стоков. За год это почти полтора миллиона кубометров. Некачественный ремонт дорог в Томске за последние годы привел к тому, что, по данным экспертов ТГАСУ, дорожники закатали в асфальт более 200 дождеприемников. А из действующих, реально работают меньше половины, потому что забиты. Их никто не чистит много лет. Пропуск даже одного дождеприемника в ливень вызывает коллапс в последующих. Идет наполнение всего ливневого стока и потоп.

И это не вся беда. После того, как вода из ливневки поднялась на поверхность и попала через колодцы в канализационные коллекторы, канализационные стоки в каких-то частях города выходят к ебеням наружу. Ну просто, потому что, когда давление возникает в какой-то одной точке системы, то напряжение распространяется по всей ее длине. А через день два при незначительном ветре в жаркую погоду все это подсыхает и начинает вонять. И это всё мы с вами вдохнули минувшим летом: в Томске начинало вонять в разных частях города спустя считанные дни после сильных ливней.

Объекты ливневой канализации города как девку передавали из рук в руки. Сначала они были в оперативном управлении департамента городского хозяйства, затем у департамента дорожной деятельности. Проверяя, как они это делают, Счетная палата несколько лет назад обнаружила, что со стороны органов администрации отсутствует должный контроль за ходом работ и усомнилась в достоверности актов, которые предоставляли подрядчики. Результаты проверки показали приличное завышение стоимости выполненных работ. В 2013 году, за полгода до того, как мэром Томска стал Кляйн, в администрации решили, что им нужно создать специализированную муниципальную компанию, которая будет заниматься обслуживанием гидротехнических объектов и, в частности, ливневых канализаций. Предполагалось, что в компанию наберут 40 инженеров и специалистов по прочистке ливневок, а также купят специализированную технику. Но, как обычно это у них бывает, никто там не понимал, откуда на все это взять деньги в бюджете. Вице-мэр Черноус, который тогда возглавлял в мэрии департамент городского хозяйства, рассказывал, что на технику им нужно 46 млн. рублей, на деятельность самого предприятия – 16 млн., и еще порядка 200 млн. рублей – на оформление документации для получения разрешений на водопользование и паспортов безопасности.

Спустя семь, тот же самый вице-мэр Черноус опять рассказывает нам, что администрация города выходит, на какую-то ебаную, цитата, «финишную прямую по заключению концессионного соглашения» для передачи на обслуживание томских ливневок некоему инвестору. Уже почти год как они готовят концессионное соглашение с инвестором, который вложит деньги в ливневку областного центра. Месяц назад вице-мэр признался, что в этом году десятилетнее соглашение о концессии подписать не удастся, поэтому передача ливневок переезжает на 2021 год.

Нет никакого концессионера и нет никакого инвестора. Нет миллиарда денег, который они хотят потратить за 10 лет, и нет тарифов на работу ливневок. А есть Черноус, который уже много лет ходит по кругу, и есть ливневки, забитые говном. Это просто продолжение бесконечных разговоров о каких-то мифических инвесторах, которые ежедневно толкаются в приемной мэра Кляйна. Нынешняя администрация за семь лет уже всем доказала, что она не умеет ни не хочет работать с частными деньгами. Ну не получается у них перестать быть мнительными и подозрительными. Отсюда такая страсть ко всем этим МУПам, сметным и бюджетным предприятиям.

Но про власть – это все лирика. Есть одна большая проблема, связанная с тем, что инфраструктура города, на которую мы давно забили, теперь создает нам все больше проблем и дискомфорта, чем уюта и благополучия. Власти не могут сказать, что они управляют городской коммунальной инфраструктурой, потому что это уже не так.

Telegram-канал «Наблюдатель в Томске» https://t.me/Nabludatelvtomske

Живой канал между людьми и зажимами для денег