Муниципальный мусорный полигон под Томском напрягает владельцев аэропорта.

После инцидента с самолетом Airbus A321 «Уральских авиалиний», который 15 августа следовал из Москвы в Симферополь, но совершил аварийную посадку прямо на кукурузном поле возле аэропорта Жуковский, надзорные ведомства, похоже, готовы пересмотреть степень своей лояльности к состоянию мусорных полигонов вблизи крупных городов.

В момент ЧП на борту Airbus A321 вместе с экипажем находилось 230 человек, в том числе 41 ребенок. Причиной аварийной посадки стал отказ обоих двигателей из-за попавших в них птиц, после чего загорелись силовые установки.

На следующий день после инцидента Росприроднадзор нашел в двух километрах от Жуковского свалку и станцию перегрузки мусора. Птиц в окрестностях аэропортов привлекают именно они.

В томском аэропорту «Богашево» также было несколько инцидентов, связанных с появлением стай птиц на приаэродномрной территории в момент взлета или посадки самолетов. Один из них несколько лет назад обернулся даже крупным судебным иском к аэропорту. Компания S7 Airlines требовала с томского аэропорта компенсацию имущественного ущерба в $40 000 за столкновение с птицами своего самолета в момент его разбега.

После инцидента с аварийной посадкой самолета Airbus A321 под Жуковским, владельцы томского аэропорта «Богашево» из холдинга «Новапорт», принадлежащего инфраструктурной корпорации AEON Романа Троценко, вынуждены были признать, что мусорные полигоны в Томском районе также угрожают безопасности полетов. В пятницу на прошлой неделе представитель аэропорта рассказала агентству РИА Томск, что полигон твердых коммунальных отходов в поселке Сухоречье, принадлежащий администрации Томска, вызывает опасения у специалистов томского аэропорта, так как находится в полосах «подхода» воздушных судов, и привлекаемые мусором птицы могут представлять для них опасность. «Наибольшее опасение для аэропорта («Томск») вызывает полигон, расположенный в поселке Сухоречье… Несмотря на то, что полигон в поселке Сухоречье находится за пределами приаэродромной территории аэропорта, он расположен в полосах подхода воздушных судов к аэродрому, воздушные суда пролетают в непосредственной близости от него», – заявил представитель аэропорта.

Еще на момент ввода в эксплуатацию полигона в Сухоречье в конце 2008 года он уже нарушал требования по размещению мест захоронения отходов в полосах воздушных подходов самолетов. Они не должны были вписываться в 30-ти километровую зону от контрольной точки аэродрома. И нарушение законодательства о безопасности полетов – это факт, установленный для муниципального полигона под Томском многократно.

Муниципальный мусорный полигон под Томском, куда с первого июля региональный оператор (УМП «Спецавтохозяйство») свозит все бытовые отходы областного центра и окружающего его томского сельского района, – в буквальном смысле слова давно уже никакой не полигон. Полный цикл работ по утилизации и захоронению отходов здесь был заброшен еще при прежних градоначальниках и мусор давно по сути просто вываливается в чистом поле. Это такая громадная свалка, на которую у мэрии Томска есть, пусть и кривые, но разрешительные документы.  

Несмотря на это, вместе с мусором на полигоне в Сухоречье закапывались громадные бюджетные деньги. Мэрия Томска финансировала проекты по строительству новых технологических карт на полигоне, но из-за отвратительного собственного администрирования этих затрат деньги в Сухоречье шли лесом. Несмотря на бюджетное финансирование никакого реального строительство на полигоне никто так и не видел. В 2014 году мэрия умудрилась провести торги по строительству новой карты полигона в Сухоречье даже с несуществующим адресом. Торги выиграла кемеровская компания и на этом тема была закрыта.

Долги вросли в муниципальный мусорный полигон, который давно в прямом смысле превратился в свалку. Экономика полигона, как и муниципальной компании «Спецавтохозяйство», которая его эксплуатирует, все последние годы была в безобразном состоянии. Власти повышали тариф на вывоз ТБО под предлогом роста обязательных экологических платежей оператора полигона, но долги и штрафы за экологию только копились вместе с мусором. Природоохранная прокуратура на выходе теребила мэрию Томска за экологические и долговые проблемы ее полигона, но ни к какой реальной движухе это не приводило. Во-первых, потому что полигон был единственным. А, во-вторых, выкруживать бюджетные субсидии для «Спецавтохозяйства» и уговаривать природоохранную прокуратуру на скидки для них всегда было проще. В их представлении муниципальная экономика работает только так.

Разделение муниципального «Спецавтохозяйства» на две компании, одна из которых осталась с договором на работу в качестве регионального мусорного оператора, а вторая – на сметном задании по уборке улиц города, как мы видим, мало, что изменило в этой ситуации, кроме двух вещей. Первая: денег в обеих компаниях стало меньше. Вторая: мусора на полигон в Сухоречье стали вывозить больше.

Про деньги история понятная. Ни в деятельности «Спецавтохозяйства», ни в работе его мусорного полигона за эти два месяца не появилось понятной экономики. И статус регионального оператора в июле не добавил им ничего. Вот торги месячной давности на оказание услуг по сбору и вывозу медицинских отходов класса Б, которые проводило одно из крупных медицинских учреждений Томска

Муниципальное «Спецавтохозяйство» проваливается от начальной цены контракта на 60-70%. При этом, цена, за которую компания забирает себе контракт, в два раза ниже его себестоимости. И, понятно, что эти убытки от своей коммерческий деятельности муниципальное предприятие потом опять будет закрывать из других источников.

В июле они тут обнаружили, что из Томска на муниципальный полигон региональный оператор с подрядчиком вывозит в два с лишним раза больше мусора, чем еще месяц назад. Это значит, что свалка в Сухоречье, которая напрягает владельцев томского аэропорта, заполняется в два с лишним раза быстрее. И это, конечно, пиздец, потому что мусорная реформа должна была заехать в Томск для того, чтобы решать наши экологические проблемы, а не создавать нам новые. Тем более те, что ставят под угрозу работу регионального аэропорта.