Муниципальный мусорный оператор не помещается в тариф

Полгода разговоров об эффективности регионального оператора и вот в конце прошлой недели мы узнаем, что муниципальное «Спецавтохозяйство» продолжает вести убыточную деятельность. В четверг в думе Томска представитель муниципального оператора признался, что компания не может выйти даже в «операционный ноль». САХ предложил повысить еще на 15% тариф для населения с января 2020 года, но в Томске остается все меньше людей, которые верят в то, что региональный оператор сможет хоть что-то сделать со своей экономикой даже если ему увеличить тариф вдвое.

С экономикой муниципального оператора творится какая-то ерунда. У всех в городе миллион вопросов по поводу того, как это теперь все работает. Даже младший Резников, возглавляющий в думе Томска профильный комитет, в четверг удивил сам себя, разведя руками: нахуя вы все это городили с мусорным бизнесом, если опять в конце года привезли городу убытки?

Год назад компании, работавшие на мусорном рынке областного центра, нормально зарабатывали при тарифе на 10% ниже нынешнего. А в августе, спустя всего месяц, после того, как УМП «Спецавтохозяйство» приступило к работе в качестве регионального мусорного оператора, компания уже полезла за банковскими кредитами. САХ получил кредитную линию на 50 млн. рублей и часть этих денег сразу же выбрал. А в конце августа дума Томска согласовала «Спецавтохозяйству» бюджетную субсидию на покрытие долгов от предыдущей деятельности в размере 110 млн. рублей. Через месяц, 24 сентября мэр Кляйн подписал постановление о выделении этой субсидии муниципальному предприятию.

Сколько физически денег они собрали с населения Томска за полгода, и как эти деньги были израсходованы, можно только догадываться. Пару месяцев назад я долго разговаривал на эту тему с представителем регионального оператора, но ответ получил не на все вопросы под предлогом, что объем денег – это коммерческая тайна. Где коммерческая тайна, а где унитарное муниципальное предприятие, работающее в регулируемой сфере городской экономики без признаков конкуренции?

Теоретически можно самому посчитать приблизительные цифры бюджета, с которым работает региональный оператор в Томске. Умножаем население Томска на тариф и получаем около 40 млн. рублей в месяц. Без учета эффективности сбора этих платежей и начислений, в год это примерно полмиллиарда рублей денег. Томский район, где население почти в десять раз меньше, дает региональному оператору еще 50-60 млн. рублей в год.

Тонна мусора по действующему тарифу стоит 2400 рублей. Из них 1800 рублей за каждую тонну САХ сейчас отдает единственному подрядчику – компании «АБФ-Логистик». Но в следующем году расклад будет другим. Месяц назад я тут рассказывал, что структура мусорного тарифа в Томске и Томском районе с января 2020 года меняется.  Цена перевозки мусора в структуре тарифа вырастет на 60% за счет сокращения стоимости захоронения на полигоне в Сухоречье. Если тариф не изменится, то из стоимости тонны мусора в 2400 рублей подрядчик «АБФ» будет забирать себе 2327 руб. Муниципальному оператору остается 84 рубля 19 копеек с каждой тонны мусора, которую привезет на полигон «АБФ».  На мусорный полигон в 2020 году они, похоже, вообще решили забить, потому что ему с тонны мусора будет доставаться всего 58 рублей вместо 163, которые идет в тарифе на полигон в 2019 году. Эту разницу также в карман себе положит в следующем году «АБФ».

Муниципальный мусорный оператор в Томске просит денег из бюджета, в региональном департаменте тарифного регулирования и в коммерческих банках просто потому, что ему не хватает их на жизнь. Охуительно. И с муниципальными унитарными предприятиями всегда будет так. Вас предупреждали все, что МУП никогда не будет заниматься экономикой и издержками. До своего разделения летом, когда из «Спецавтохозяйства» в муниципальное бюджетное учреждение «Томск САХ» была выведена дорожная деятельность, все делали вид, что не понимают, насколько убыточна для предприятия перевозка мусора. Ну просто все это можно было прятать в деньгах от огромных муниципальных контрактов на уборку городских дорог. Теперь эти деньги – в бюджетном предприятии и региональный мусорный оператор сразу не дотягивает до «операционного нуля».

Оператор просит региональный департамент тарифного регулирования добавить 15% к действующему тарифу просто потому, что ему лень нагнуться за своими деньгами, которые утекают из его дырявого тазика.  7,5 тысяч жителей поселка Светлый, который уже 15 лет входит в городскую черту, ни разу за полгода не получали счета за вывоз ТБО от кого-бы то ни было. При этом оператор мусор вывозит, но денег за это с гордых жителей поселка Светлый принципиально не берет. Чтобы вы понимали это полмиллиона рублей в месяц и три за полгода, которые региональный оператор работает.

Так что я по-прежнему настаиваю, чтобы региональная власть все-таки назвала нам имя человека, который придумал эту странную конструкцию из муниципального «Спецавтохозяйства» и регионального мусорного оператора. Как мы видим, пока трудно убедить людей с плоскими полушариями, чтобы земля круглая.

Telegram-канал «Наблюдатель в Томске» https://t.me/Nabludatelvtomske

Живой канал между людьми и зажимами для денег