Мне не очень нравится, что власти постоянно пытаются намотать на город ярлыки. Без бирки не узнаете своего? Придумали ИНО Томск. Замечательно. Но Томск – самодостаточный без ИНО, вот в чем дело.

Все инициативы региональной власти обычно заточены под то, чтобы догонять паровоз. Мы привыкли к тому, что Белый дом все время где-то сзади. Это не плохо и не хорошо. Это нормально, потому что представители власти тоже хотят казаться адекватными. Они реагируют. Значит, там есть жизнь, просто эта жизнь – параллельная, где есть свой часовой пояс, ну или стрелки часов они переводят еще реже, чем мы.

ИНО Томск, на самом то деле, придумали давно. Придумали для запаха денег. Но все эти годы в Томске в жару все равно пахло по вечерам говном.

Когда на прошлой неделе губернатор Жвачкин проводил с федеральными чиновниками совещание, пытаясь актуализировать ИНО Томск, в городе по-прежнему пахло говном.

Генетика всех программ, подобных ИНО Томск, – федеральный пиар. Программу придумывали для университетов, но набить ее сметами не смогли. Никакой необходимости в этом не было, поскольку в последние годы у томских вузов на федеральном уровне и так все получалось нормально. Сиротами они не выглядели.Но в этом году губернатор с чего-то вспомнил про ИНО Томск, программу вытащили на поверхность, и набили сметами под крышку, и отвезли в правительство.

На прошлой неделе  Жвачкин собрал здесь большое совещание, чтобы объявить ИНО Томск программой, в которую втиснут всю весь наш маленький мир на десятилетие вперед. Кому интересно, почитайте, эта информация публична.

Собственно говоря, это для нас не принципиально, втискивайте. Они все равно его периодически куда-нибудь втискивают, полагая, что такие манипуляции оживляют бюджетный процесс. Не оживляют.

Представитель минэкономразвития на совещании прямо заявил, что в ближайшем бюджетном цикле денег на финансирование мероприятий программы в федеральном бюджете не будет. Это означает, что на какие-то деньги регион может рассчитывать не раньше 2018 года. Это, правда, при условии, что к тому моменту власти не придумают Томску новый ярлык, на который потребуются другие деньги.

Надо понимать, что просто так давать регионам деньги давно перестали. Сейчас нужно быть убедительным. Нужно выдумывать и быть изобретательным даже, когда доишь правительство на ремонт или строительство дорог. Это первое.А теперь второе, которые объясняет все, в том числе первое. ИНО Томск понадобился «Газпрому». «Газпром» в него въехал, хотя, правильнее сказать «наехал». Поскольку «Газпром» у нас везде — на Набережных, в прачечной и в сердце, объяснимо, что он поместился и в рамки главной региональной инвестиционной программы. Масштаб не съехал, просто контуры стали заметнее. Ну и если бы «Газпром» не появился здесь, говорить сейчас что-нибудь про ИНО Томск не имело бы никакого смысла.

«Газпром» добавил смысла. Он делает эту программу утилитарной, как газ. В рамках программы госмонополия реально приспосабливает все институциональные возможности региона под себя. Во-первых, госмонополия в рамках ТВЗ на базе «Томскнефтехима» создает нефтехимический кластер с участием «Сибура», «Востокгазпрома» и «Газпром нефти». Компании будут создавать новое производство полимерных сорбентов. Во-вторых, «Газпром» займется разработкой новой финансовой модели Белого дома. Теперь они будут настраивать финансовую инфраструктуру. Об этом заявил первый вице-президент «Газпромбанка». Ничего личного, только бизнес.

Рано или поздно, это должно было произойти. Страна живет в условиях капитализации нескольких госкомпаний. Нам было не отвертеться. И губернатор не отвертелся.После совещания на прошлой неделе он сказал, что власти переориентируют инвестиционную политику Белого дома с предложения на спрос. Ерунда. «Газпром» не интересует конъюнктура внутри страны. Только налоговая оптимизация и льготы.

ИНО Томск стал внятным. Инвестиционная политика тоже. Не надо больше играть в слова и лепить ярлыки. С губернатором у региона появилась миссия и эта миссия выполнима. И это конечная станция. Дальше поезд не идет. Так ведь, Алексей Борисович?