Бенефициаром мусорной реформы в Томске все равно оказался подрядчик муниципального оператора

Сегодня в Белом доме обсуждали мусорный тариф на 2020 год. В теме участвует вице-губернатор Рожков, курирующий в администрации Жвачкина муниципалитеты, потому что сейчас в мусоре политики больше, чем говна и полезных фракций.

Это было понятно еще весной, когда в конце марта губернатор из-за роста недовольства в районах стоимостью и качеством услуги по вывозу ТКО резко тормознул. «Тариф должен быть снижен. И это не обсуждается», – сказал тогда Жвачкин. После чего мусорные тарифы везде были возвращены на уровень 2018 года.

Когда феминистки возмутились, что в банях сохраняется гендерное разделение, мужики обрадовались. Но, когда увидели феминисток, потребовали оставить все как есть.

Каким будет тариф в 2020 году, пока не понятно. Итогового решения нет, но можно предположить, что с января тариф для Томска практически не изменится, ну или изменится, но незначительно. Против роста тарифов не только население и муниципальные власти. На понижение здесь играет и отсутствие в муниципалитетах области готовых инвестиционных проектов в отрасли, которые частично можно было бы профинансировать через тариф. А под местных региональных операторов, к работе которых, по-прежнему, миллион претензий, никто тариф менять не будет. Среди них нет лоббистов, которые могли бы это сделать.

Если с размером мусорного тарифа в 2020 году пока не все понятно, то с его структурой уже определились. Она в следующем году изменится. И изменится в Томске не в пользу регионального оператора, а его подрядчиков.

Действующая сейчас структура мусорного тарифа была сделана криво. Это объясняется тем, что расчетом стоимости занимались не в областном департаменте тарифного регулирования, а сами коммерсанты из мусорного бизнеса, связанные с бывшим главой департамента природных ресурсов администрации Трапезниковым. Из-за этого региональный оператор – муниципальное «Спецавтохозяйство» – весной только со второй попытки смог найти себе подрядчиков: никто из них не соглашался идти на контракт с оператором, потому что расходы на транспортировку мусора превышали цену, заложенную на перевозку в тарифе. Еще весной, за пару месяцев до того, как они все тут обосрались, я об этом рассказывал.  

С января подрядчикам «Спецавтохозяйства» серьезно добавят. Цена перевозки мусора в структуре тарифа вырастет на 60% за счет сокращения стоимости захоронения на полигоне в Сухоречье. То есть, с подрядчиками своими деньгами поделится региональный оператор. То, что это произойдет за счет полигона, не должно никого смущать. Наоборот, теперь все на своих местах: не надо больше называть полигоном свалку в чистом поле, где по кучам мусора просто ездит бульдозер.

О подрядчиках. На прошлой неделе региональный оператор отторговал контракты на подрядные работы по транспортировке мусора Томске и Томском районе в 2020 году. Как и в этом году, на торги было выставлено 50% всего объема (другую половину САХ возит сам), которые в 2020 году опять повезет, правда, уже по новой цене, группа компаний «АБФ-Логистик» бывшего директора «Спецавтохозяйства» Чаринцева. Но уже без субподрядчиков, которых привлекали в этом году.  

В 2020 году группа «АБФ», в которой за спиной у Чаринцева стоит областной депутат Автомонов (треть в группе принадлежит его доверенному лицу), решила собрать все мусорные деньги в Томске, Томском районе и Северске, до которых сможет дотянуться. Возить бытовые отходы на подряде у регионального оператора по нормальной цене – это не плохо, но местный мусорный рынок в июле не целиком лег под «Спецавтохозяйство». Остался большой конкурентный сектор, в котором можно возить, например, промышленные или медицинские отходы.

В ноябре и декабре федеральные, а также областные учреждения здравоохранения проводят торги на подряд по сбору и вывозу медицинских отходов различного класса в 2020 году. Скажем, НИИ Кардиологии, согласно информации сайта госзакупок, готово заплатить за эту услугу только по одному из двух классов медицинских отходов 1,2 млн. рублей. НИИ Онкологии – 1,7, СибГМУ – 2,5, МСЧ №2 – более трех млн. рублей, а областная клиническая больница за вывоз медицинских отходов класса «А» и «Б» – почти семь миллионов рублей. Общий объем рынка медицинских отходов в Томске – около 40 млн. рублей.

Во дворы жилых домов за бытовым мусором и к учреждениям здравоохранения за медицинскими отходами заезжает один и тот же мусоровоз, который потом едет на полигон в Сухоречье. Региональный оператор это легко может увидеть через GPS. На полигоне мусоровоз взвешивают, и он разгружается. Подрядчик получает от регионального оператора оплату по тоннажу мусора, который он привез. Но вместе с бытовым мусором он привез еще и медицинские отходы из ОКБ, за которые главврач заплатит ему отдельно по контракту сколько-то там миллионов рублей за год. То есть, за какой-то объем мусора подрядчику «Спецавтохозяйства» заплатят дважды.

Такая схема позволяет группе «АБФ» «проваливаться» на торгах за мусорные контракты медицинских учреждений даже вполовину. В ноябре они тут и тут выиграли тендеры ОКБ, начальной стоимостью в семь миллионов рублей, за 3,2 млн, опустившись ниже себестоимости. В принципе, он может падать вообще до нуля, потому что региональный оператор – муниципальное предприятие – потом должен будет все равно заплатить за весь объем мусора, который он привезет на полигон.

УМП «Спецавтохозяйство» всегда было кормовой базой для всех подрядчиков. С чего они решили, что в этот раз все будет по-другому, без пиздинга? Не хочу ставить вас в неловкое положение. Давайте вы сверху.

Telegram-канал «Наблюдатель в Томске» https://t.me/Nabludatelvtomske

Живой канал между людьми и зажимами для денег