Три месяца дорожного ремонта в Томске окончательно испортили лето

Чтобы разозлить горожан летом, нужно постараться сильнее, чем зимой. Но у власти опять получилось. Еще помните январь? Город, по уши заваленный снегом, не чищенный и злой, намертво застрявший к концу рождественских каникул во дворах и на улицах, от обиды и бесполезности власти увяз в одиночестве. Увяз, так и не услышав от градоначальника ничего, что напомнило бы людям о существовании где-то в доступной среде избранного мэра города. Даже извиняться вместо мэра Кляйна перед горожанами в середине января на совещание в «Спецавтохозяйство», куда согнали всех, отвечающих в городе за лопаты, приехал вице-губернатор Рожков.

Тогда в январе это был город глухих. Они нас не слышали. А теперь, уверен, не видят.

Все лето город кусками парализован. Парализованы целые городские районы. Несмотря на разговоры, что ремонты наконец-то научились разводить по времени и транспортной нагрузке по основным направлениям, логистики в нынешней летней ремонтной кампании было меньше всего. Чем больше мы слышали от них о согласованности в действиях подрядчиков дорожного ремонта, к которым пристегивали графики ремонтов теплосетей, свои контрольные функции и технадзор, тем длиннее были автомобильные пробки. Потому что ни у кого из этого набора финансовый результат не складывается одинаково. Они противоречат друг другу в главном — в деньгах, у всех своя мотивация устраивать из дороги ад.

Когда такая организация дорожного ремонта приводит к тому, что изолируются целые городские микрорайоны, дороги к которым начинают вяло ремонтировать с двух сторон одновременно, трудно требовать от горожан поощрять твои усилия весело отметить в сентябре День томича. Потому что День томича уже наступил. Это два часа на коммунальном мосту, еще два — на Мокрушина и дальше по списку.

Бюджет дорожного ремонта в областном центре в этом году — более 600 миллионов рублей. Около половины из них — это федеральные деньги, привлеченные в рамках госпроекта «белым» домом. Объем ремонта — 30 километров городских дорог и тротуаров. Понятно, что переварить столько через одно «Спецавтохозяйство», к которому после каждой ремонтной кампании только копятся претензии городской Счетной палаты, довольно не просто. Поэтому у города впервые за последние годы появился прямой подрядчик в муниципальном дорожном ремонте — местная «дочка» кемеровского «Кузбассдорстроя».

То, что происходит с этим подрядчиком сейчас, явно объясняется не только и не столько рамками муниципального контракта и его техзадания. Когда-то очень давно, в бытность еще предыдущего градоначальника, эта компания была навязана городу одним из замов губернатора Виктора Кресса под обязательство, что «Кузбассдорстрой» подберет в Северске местный асфальтовый завод, на который были завязаны какие-то частные интересы. Компания сразу получила в областном центре хорошие муниципальные подряды, несмотря на активное сопротивление тогдашнего главы департамента капстроительства мэрии Владимира Оккеля, который через доверенных лиц фактически контролировал асфальтобетонный завод на Вилюйской.

Конкуренты в дорожном ремонте и строительстве Оккелю были не нужны, но из мэрии его выставили, и «Кузбассдорстрой» прочно вошел в муниципальные контракты при Николайчуке. Именно кемеровчане достраивали, например, в 2009 году улицу Клюева. Впрочем, как известно, именно из-за этих же самых контрактов мэр Николайчук позже едва не сел, отделавшись условным сроком.

Схема организации дорожного ремонта в Томске, которая сложилась при Кляйне, позволяла администрации контролировать весь процесс целиком — от начала и до конца. Контракты в муниципальных тендерах всегда выигрывало муниципальное «Спецавтохозяйство», на субподряд к которому «садились» понятные компании, вроде «ТСК» Владимира Оккеля. За деятельностью оператора муниципальных денег и его субподрядчиков следил муниципальный же технадзор, и выяснение отношений, если такое случалось, происходило между ним и еще одним муниципальным ведомством — Счетной палатой.

«Кузбассдорстрой» весной внешне вполне честно выиграл муниципальный тендер, «провалившись» в цене на 17 миллионов рублей. Для мэра Кляйна это был сюрприз, и еще в мае он предупредил, что к работе кемеровского подрядчика будут придираться по полной. Я не знаю, что они там закатывали на Учебной, Степановке и на проспекте Кирова в выравнивающий слой, состав которого не прошел экспертизу. Но то, что это вскрылось уже после укладки, и подрядчику пришлось снимать только что уложенный асфальт, к несчастью, не является никаким убедительным свидетельством наличия у подчиненных Кляйна особого упорства и компетенций в этом вопросе.

Во-первых, такое упорство уютно только, скажем, для дворника. Они мусорят — ты метешь, они снова мусорят — ты снова метешь.

Во-вторых, эти ребята хоть и рассказывают, что «нагнули» подрядчика, «нагнули» то нас с вами. Потому что подрядчик не гнется. Они несколько раз за лето переносили сроки завершения ремонтов, мы продолжали стоять в пробках и слушать их по радио о том, как быстро растет цифра убытков подрядчика.

Я сомневаюсь, что физические убытки «Кузбассдорстроя» в 15 или 20 миллионов рублей, о которых говорят в мэрии, реальные. Возможно, в сметах это примерно так и стоит, но тот забракованный слой асфальта, который они сняли, компания не выкинула, а отвезла обратно. Так что убытки вы завысили в несколько раз точно. И если ребята из мэрии хотели наказать кемеровчан за те 17 миллионов рублей, на которые компания «провалилась» весной на муниципальных торгах, выиграв их, то пока счет по-прежнему в пользу «Кузбассдорстроя». Но у вас есть еще пару недель, чтобы хотя бы сравнять счет. И овертайм в сентябре, если вы опять не спутаете его с овердрафтом.

Публичные разборки между муниципалитетом и их подрядчиками в условиях, когда город три месяца стоит в пробках из-за ремонта дорог, и с точки зрения денег, и с точки зрения достоинства унизительны для мэра. Когда мэр полумиллионного города постоянно жалуется на своих подрядчиков, это не напоминание о том, что мэр есть. Это напоминание о том, что никакого мэра нет. За организацию дорожного ремонта в городе отвечает муниципалитет и больше никто.

Зимой им не хватало техники для уборки снега, сейчас подрядчиков и солнца. Им всегда чего-то не хватает.

Им всегда чего-то не хватает, чтобы город не чувствовал себя брошенным. Мы жили с этим в январе, и мы продолжаем жить с этим все три летних месяца. И, черт, впереди опять январь.

Отсюда vtomske.ru