Пять лет назад губернатор Жвачкин не прикрыл за собой дверь в «Газпром»
В пятницу на этой неделе исполняется пять лет, как губернатор Жвачкин вступил в должность. Депутаты Законодательной думы утвердили Жвачкина месяцем ранее, в феврале.
Вступая в должность официально, новый томский губернатор уже точно понимал, зачем спустя восемь лет он вернулся в Томск. Хотя еще в феврале, когда он только прилетел, о своей новой работе Жвачкин рассуждал рассеянно. Потому что в осадке это никакое не продолжение карьеры и даже не ее поворот. «Газпром», с которым Жвачкин прямо связан последние 23 года, — не вентиляторный завод. Пересесть из «Газпрома» на внутреннюю политику региона обидно, потому что обидно, когда тебя пересаживают из кресла владельца услуги на стул ее потребителя. Но корпоративные интересы всегда выше предвыборной логики. И эти пять лет губернатора Жвачкина корпоративные интересы были столбом управления и внутренней экономической политикой администрации.
«Газовый» губернатор — не совсем внятная характеристика корпоративной принадлежности политика. За 20 лет в «Газпроме» на топ-менеджерской должности ты обрастаешь таким количеством связей и обязательств, что они не умещаются на этой самой должности. Потому что параллельная экономика вокруг «Газпрома», созданная из многомиллиардных тендерных денег и подрядных контрактов, для рынка намного важнее и интереснее, чем то, что представляет собой сам «Газпром», гоняя в трубе туда-сюда газ. О чем вообще речь, когда мы слышим об интересах газовой монополии здесь?
Суммарная добыча газа в 2016 году в Томской области составила 5,2 миллиарда кубометров. 70 % добычи приходится на «дочку» «Востокгазпрома» — компанию «Томскгазпром». Планов экстенсивно наращивать добычу газа здесь давно ни у кого нет. Существующего объема вполне хватает для внутреннего рынка, который ограничен мощностями нефтехимических компаний производственной площадки некогда единого «ТНХК», потребностями местных тепловых станций и котельных, а также бытовыми потребителями. Добыча газа в Томске вообще никого в газовой монополии особо не интересует, потому что в общей структуре добычи газа компании местный объем практически не заметен: в 2016 году «Газпром» добыл около 420 миллиардов кубометров. Как однажды сказал в Томске незабвенный Рэм Вяхирев, возглавлявший госкомпанию до Миллера: «у меня на Ямале через сальники утекает больше газа, чем вы будете добывать здесь».
Наращивать выручку от продажи газа здесь «Газпрому» с такими внутренними ценами тоже негде. Новых крупных потребителей газа нет. Газификация розницы уже лет 20 по-прежнему выглядит как принудительная, что очень странно, потому что бытовые потребители газ ждут, и ждут причем уже во втором поколении. Власти то разгоняют газификацию вглубь, то ее тормозят, и этот рваный темп «белый» дом объясняет тем, что «Газпром» корректирует свои графики, их нужно согласовывать, а само согласование упирается в вопрос о долгах потребителей. И вот это многое объясняет.
На протяжении этих пяти лет газовые долги потребителей в Томской области росли. Только в прошлом году долги бытовых потребителей выросли почти на 30 %. Общая сумма долгов за потребленный газ сегодня превышает 300 миллионов рублей. Большую часть этих денег должны владельцы сельских коммунальных компаний и операторы котельных, которые не могут отрегулировать платежную дисциплину со своими потребителями. Жвачкин пару раз собирал глав районов, имеющих самые большие долги, и публично пугал их увольнением. Но голову так никому и не отрубили и, более того, главу Томского района Владимира Лукьянова, который должен за газ больше всех в регионе, и вовсе при поддержке губернатора переизбрали на очередной срок.
Газовые долги в регионе, которым руководит «газовый» губернатор, не должны никого удивлять. Потому что эти долги, как и добыча здесь природного газа, никого особо в «Газпроме» не интересуют. Газовые долги «висят» во всех регионах страны — где больше, где меньше. И «Газпрому» не нужен свой губернатор региона, чтобы работать с этими долгами.
И газомоторное топливо тоже не особо нужно. Его ведь тоже когда-то навязывали в регионе. И из принудительной эта история превратилась в конъюнктурную: общественный транспорт на газомоторном топливе теперь привозит деньги, а на бензине — нет. Но рынок газомоторного топлива сейчас в регионе устроен странно: его почему-то контролируют физические лица, а не компании, связанные с «Газпромом», в интересах которых все это когда-то и завертелось.
Все, что интересует ребят из «Газпрома» в Томской области в последние десять лет, связано исключительно с нефтехимией. С тех пор, как «Газпром» поучаствовал в разделе активов «ТНХК» в свою пользу, прошло 13 лет. В ноябре 2004 года госкомпания подписала соглашение с «Группой «Альянс» о прекращении судебных споров, связанных с банкротством комбината, и продаже контрольного пакета акций «СИБУРу», который тогда был «дочкой» «Газпрома».
К тому моменту «Газпрому» уже принадлежало метанольное производство на «ТНХК». Компания называлась «Метанол», ей управлял «Востокгазпром» в лице вице-президента Владимира Емешева, который тогда был заместителем Сергея Жвачкина. Позже «Газпром» создал единую компанию по производству метанола, формалина и карбамидоформальдегидных смол — «Сибметахим», на 100 % принадлежащую «Востокгазпрому». Сегодня «Сибметахим» — единственный крупный производитель метанола за Уралом. Полимерное производство «ТНХК» осталось за «СИБУРом» (ООО «Томскнефтехим»). Сам «СИБУР» в 2011 году стал частным: «Газпромбанк» продал владельцам компании «Новатэк» 49,98 % акций ЗАО «СИБУР Холдинг».
В 2012 году только назначенный губернатор Жвачкин предложил предоставить этим компаниям налоговые льготы под проекты по реконструкции производств. Первым налоговые льготы регионального бюджета получил «СИБУР». По просьбе губернатора депутаты облдумы в 2012 году изменили бюджет и направили 555 миллионов рублей налога на прибыль от компаний, входящих в «СИБУР», на поддержку инвестпроекта самой компании. Спустя два года сумма бюджетных субсидий «СИБУРу» была увеличена уже кратно и в проекте бюджета на 2015 год составляла почти 1,4 миллиарда рублей. Эти деньги были направлены как возмещение затрат на модернизацию производства компании.
На очереди были инвестиционные проекты и прочих связанных компаний, работающих на площадке технологического комплекса «ТНХК», претендовавших на налоговые льготы и субсидии регионального бюджета. В их числе — «Сибметахим». В прошлом году компания завершила один из проектов модернизации стоимостью 924 миллиона. До 2020 года компания рассчитывает закончить еще два проекта модернизации — по увеличению производства метанола, а также формалина и карбамидоформальдегидных смол стоимостью 2,2 и 1 миллиарда рублей соответственно. Налоговые льготы получили более десяти крупных компаний.
Бывший заместитель Сергея Жвачкина, Леонид Резников, в 2013 году признавался «ТАСС», что им пришлось «значительно изменить областное законодательство», чтобы этим компаниям были предоставлены «существенные преференции и субсидирование».
Такой механизм бюджетной поддержки, как субсидирование части затрат крупных инвестиционных проектов, известен давно. Но региональные власти его никогда не тиражировали по одной-единственной причине: он слишком двусмысленный. Кроме того, ты вырываешь деньги из бюджета сегодня, а рассчитываешь на налоговый результат от последующих периодов. Владельцы «Томскнефтехима» говорили о готовности к модернизации производства еще в 2009 году, но отложили ее. Модернизация началась только в 2012-м, когда губернатором был назначен Сергей Жвачкин.
В очереди на бюджетную модернизацию в «белый» дом могли бы встать сотни местных частных компаний, больших и маленьких. Но очередь на модернизацию уже, похоже, расписана на следующие пять лет. Не очень-то вежливо уходить из гостей сразу, как только ты наелся.