В том, что «Томскроспечать» на этой неделе оказалась крайней в истории с поиском местных продавцов суррогатов алкоголя, нет особого здравого смысла. Но и в том, что город много лет помогает этой компании зарабатывать деньги, его еще меньше.
Массовое отравление суррогатным алкоголем в Иркутске неделю назад, число жертв которого уже превысило 70 человек, — слишком сумасшедшая цена за то, чтобы регулирующие органы в регионах наконец-то поняли, как устроен рынок алкоголя в стране. Контрафактным и суррогатным алкоголем набиты торговые лавки не в деревнях и городских окраинах, а в самом центре полумиллионного студенческого Томска.
В обороте этого алкоголя участвуют легальные торговые компании, официальные импортеры и сертифицирующие ведомства. Теперь они нам рассказывают, что этот бизнес с маленькими пузырями спиртосодержащей жидкости не нарушает действующего законодательства, вполне легальный, продукция имеет разрешительные документы, ее безопасность подтверждена ГОСТом. Это все так. Деньги не пахнут. Смерть воняет.
Помощники спикера гордумы Панова купили в ноябре спиртосодержащие стограммовые флаконы «Вита-септ» и «Тоник медовый» крепостью 95 % и 70 %. Купили в самом центре Томска — в киосках «Томскроспечати» на площади Батенькова и Главпочтамте. Пузырьки у Панова стоят где-то в приемной, и на просьбу принести пойло в кабинет секретарь на всякий случай уточняет: налить коньяк?
Люди, которые торгуют этой дрянью, отдают себе отчет, что за 35 рублей человек покупает у них не косметическое средство, а пойло. И эти деньги пахнут. Пахнут так же, как воняет пойло, которым они торгуют. В Томске его можно купить в аптечных сетях и в любом магазине шаговой доступности, у которого нет лицензии на продажу крепкого алкоголя. В любом. Дешевый опт, отличный спрос. Куча людей ежедневно покупает и пьет эту дрянь.
И это не новость. Суррогатный алкоголь — привычная штука в наших условиях. И весь вопрос в том, как власти административно или какими-то другими способами регулируют масштабы его доступности. Если суррогатным пойлом торгуют в газетных киосках, это не только качество регулятора в читающем городе.
Раскиданные по всему городу киоски «Томскроспечати» создают иллюзию того, что люди по-прежнему читают местные газеты. А люди их давно не читают. Люди покупают там бормотуху. Местные газеты больше не интересуют даже тех, кто читает там про себя. Периодика в Томске задохнулась, когда издатели местных газет перестали интересоваться своими читателями и тиражами так же, как и своими рекламодателями. Поэтому теперь у них нет ни тиражей, ни читателей, ни рекламодателей.
Они слишком буквально оценили выражение, что «каждый текст в газете должен быть продан», и взялись монетизировать не газеты, а буквы. Поэтому в газетных киосках у нас бухло, а в местных газетах — похмелье.
«Томскроспечать» — частная компания, созданная 20 лет назад из осколков госпредприятия «Роспечать». В первой половине 90-х это госпредприятие «пилил» комитет по управлению имуществом администрации Томска, оно было акционировано и приватизировано. Комитет по управлению имуществом мэрии тогда возглавлял нынешний депутат гордумы Еремин. В последнее время в скуке общественной безынициативности Еремин взялся редактировать газету «МК в Томске». Эта газета тоже сегодня продается в киосках «Томскроспечати» вместе с бормотухой.
«Томскроспечать» исторически принадлежала группе физических лиц, участвовавших в приватизации этого госпредприятия в 90-х. К компании в свое время, кстати, присматривался покойный владелец газеты «Томская неделя» и первый спикер городской думы Олег Плетнев и даже купил от 10 % до 15 % акций местной «Роспечати». Но скоропостижная смерть Плетнева оставила эти планы мертвым грузом: пакет «Томскроспечати» долго бесполезно «висел» на балансе ООО «Томская неделя», которое с тех пор было несколько раз перепродано.
«Томскроспечать» управляла своей газетной розницей не очень эффективно, и, несмотря на хорошие физические показатели объемы выручки, компания редко закачивала год с прибылью. Но себя кормила. Несколько лет назад контроль над «Томскроспечатью» перешел к новосибирскому агентству распространения печати и информации «Сибирь», гендиректор которого сейчас сам возглавляет томскую компанию.
Интерес к местной газетной рознице вырос, понятное дело, не из убытков. Этот бизнес льготируется как на федеральном уровне, так и на местном. Есть нормативные документы министерства связи и массовых коммуникаций, в которых есть рекомендации по поддержке и развитию системы розничного распространения СМИ в стране. Рекомендации включают в себя количество и принцип распространения киосков в населенных пунктах с разной численностью, их внешний вид, ассортимент и т.д. В частности, указано, что ассортимент такого киоска должен состоять из печатной продукции не менее чем на 60 %.
На местном уровне газетная розница имеет от муниципалитетов льготные ставки по аренде земли. Один киоск «Томскроспечати» сегодня обходится компании в 20 тысяч рублей в год. Это примерно половина от того, что компания платила бы, не имея льгот от мэрии. Чтобы продлевать эти льготы, компания периодически должна доказывать мэрии, что соблюдает нормы газетной торговли, и эти льготы для нее жизненно важны. Я, правда, не уверен, что подчиненные мэра Кляйна на самом деле мониторят бизнес «Томскроспечати» и ее реальный оборот торговли, а не отчеты компании. Собственно, история с бухлом тому отличная иллюстрация.
И вот в Томске газетные киоски по всему городу начали вместе с газетами торговать суррогатным алкоголем. Сама компания, при этом, чистая, потому что формально она торгует не бухлом, а косметической спиртосодержащей продукцией. Про многие местные газеты можно сегодня сказать то же самое, кстати.
Смотрю я, у вас у всех чистые руки, ребята, в этой истории. 10 % ваших сограждан, по статистике, ежедневно таскаются в эту розницу за суррогатом. А вы показываете мне рекомендации Минкомсвязи и сертификаты соответствия, выписанные в Казахстане. Просто бизнес, ничего личного, да?