Выборы в Томске идут без избирателей
Роль партий в местной политике сильно преувеличена людьми, которые в детстве играли во дворе не со сверстниками, а со своими мамами. Они продолжают носить шерстяные носки и их коллективное безумие – побочный эффект коллективного разума.
Но электоральная социология показывает, что люди обращают внимание на имидж кандидата, его биографию, управленческий профиль и прочий набор первичных признаков. А вопрос о его партийной принадлежности для них вообще второстепенен. Политические партии оказались на периферии общественного внимания. Их лидеры конъюнктурны, не обладают никаким авторитетом и доверием. Партии в значительной степени не выполняют своей роли.
При этом, что характерно: фигура «самовыдвиженцев» обладает стартовым электоральным рейтингом примерно в 5%. Но большинство кандидатов на нынешних выборах в Томске все равно выдвинуты разными политическими партиями. Самовыдвиженцев на городских округах всего чуть больше 10%.
А можно всех посмотреть?
Первымина выборах публично засуетилась невнятная бирюзовая партия «Новые люди». За два с половиной месяца до голосования, они установили в городе 138 билбордов, которые должны были обойтись им в сумму не менее 10 млн. рублей. Но вот в избирком первыми примчались суетливые ребята из местной ЛДПР. Зачем им это было надо, не очень понятно: две недели после регистрации они вообще не вели никакой предвыборной кампании. В городе висели всего несколько билбордов, сделанных, кстати, в Москве, а в интернете время от времени мелькала таргетированная реклама ЛДПР.
У этой партии по внешним признакам в Томске все хорошо, но сами они прекрасно понимают, что не очень. С прошлых выборов их рейтинг даже подрос, но заслуги их самих в этом нет никакой. Просто в регионе нет никакой другой псевдооппозиции в отличие, скажем, от Красноярска или Новосибирска, где даже мэр – коммунист. Проще говоря, через ЛДПР в Томске идет, прошу прощения, канализование протестного электората. Когда этот процесс закончится, партия будет никому здесь не нужна, и, возможно, уже через год на их место придут другие.
Понимают ли это сами суетливые ребята из ЛДПР, не знаю. Судя по тому, что никакой активности в августе мы от них в Томске не видели, наверное, понимают, раз сидели по углам и боролись со своими внутренними противоречиями. Думаю, им сейчас нужны не выборы, а нормальный психолог.
Это то, что называется нездоровая атмосфера внутри коллектива. Они там постоянно что-то делят, хотя всем вокруг понятно, что делить в этой партии нечего – она принадлежит одному человеку. Бывший лидер томского ЛДПР, депутат Госдумы Диденко тоже боролся со своими юношескими комплексами, разругавшись с местными активистами партии, поэтому вторую половину августа сидел в одиночестве в Москве.
«Я так долго бежал за вами, чтобы сказать вам, насколько вы мне не интересны», – как бы говорил Диденко местным. А в конце августа прилетел, чтобы вместе со Степаном Руденко, выдвинувшимся от ЛДПР где-то на Иркутском тракте, разносить избирателям продуктовые наборы с символикой партии.
Их кандидат Руденко, который в миру числится юристом в какой-то конторе, уже полгода бродит по дворам Октябрьского района. Местные жители к нему давно привыкли, иногда жалеют и даже гладят по голове.
Он – местная достопримечательность и очень хочет обратно в городскую думу. Но избиратели на Иркутском не оценили продуктовые наборы ЛДПР с контрольным звонком в дверь квартиры в день выборов, посчитав, что так дешево их еще никто не пытался купить.
Вам очень идет этот цвет
Партию «Новые люди» придумал владелец парфюмерной компании Faberlic. Кстати, это единственная российская компания, которая уже 14 лет входит в топ-100 крупнейших парфюмерно-косметических компаний мира. То есть, красить губы ребята умеют, но я не уверен, что в местной политики это их сейчас красит.
Компания отказалась от розницы и работает только в прямых продажах. В регионах у нее есть так называемые представители-консультанты, которые продают все это местным покупателям сами. В Томске тоже есть офисы представителей Faberlic, их, по-моему, больше десяти в разных частях города. Это называется сетевой маркетинг.
По такому же принципу они строили новую партию: приведешь еще трех, получишь скидку. Поэтому томский предвыборный список партии «Новые люди» на этих выборах заполнен очень и очень средними коммерсантами. Кстати, на одном из округов Октябрьского района карликовая «Партия роста» включила в свой предвыборный список и даже заверила его в избиркоме кандидата из конкурирующего с Faberlic другой парфюмерной компании – AVON, которая также работает по сетевому принципу. Что вообще происходит сейчас в городской политике, если эти навязчивые консультанты из косметических компаний добрались и туда? Вам не хватает каталогов с косметикой в приемных думы?
Средний возраст кандидатов из списка, который ребята из «Новых людей» сдали в горизбирком, – 30 лет. 30 полноценных лет коту под хвост. Там пять кандидатов, которым по 20 и даже 19 лет. Одному вообще 18. Что это за 18-летний миллиениал, который считается себя новым человеком, а нас с вами, видимо, старыми? Кто этот сумасшедший человек, который в свои счастливые 18 не нашел в жизни ничего интереснее, чем партийный проект Faberlic? В Томск он приехал из Юрги, где отличился на олимпиаде по физике среди школьников, поэтому через год оказался студентом ТПУ. Но, похоже, пандемия и дистанционное обучение все-таки вывели юношу из себя. И куда смотрят его родители? С таким жизненным опытом, надо не в думу ломиться, а на почту за продуктовыми посылками от мамы.
Возглавляет список «Новых людей» в Томске человек, которого зовут Александр Цин-Дэ-Шань. Он владелец сети спортивных клубов «Power», продажи абонементов в которой резко выросли после снятия ограничений на их работу и старта предвыборной кампании «Новых людей». Абонемент на 12 занятий в месяц стоит около двух тысяч рублей. Безлимитный тариф на месяц в зал – 2,400, на год – почти 16 тысяч рублей. За отдельные деньги – персональный тренер, специализированные залы, программа питания и программа тренировок.
– Тренер, а что нужно качать, чтобы все женщины были от меня без ума?
– Нефть.
Но на выборах владелец спортивных клубах зарегистрирован не как коммерсант, а как общественник, выступающий за популяризацию здорового образа жизни, который для некоторых приносит нормальные такие деньги. Это называется некоммерческая организация «Спортивный клуб «Время быть сильным». Кстати, в этой конторе числятся еще несколько сотрудников, которые участвуют в местных выборах от «Новых людей». Так что, похоже, свои выборы Александр Цин-Дэ-Шань уже выиграл.
От «Новых людей» в выборах также участвует директор компании «Сибирский кедр» Клинкин, который свой собственный рекорд по долгожительству в политике уже установил два года назад на выборах мэра Томска. 10 июля Клинкин вслед за Кляйном принес в избирком свое заявление о выдвижении, а через шесть дней пришел и забрал его.
Продлевать будете?
Местное «Яблоко» давно закатилось куда-то под диван томской политики. Это партия без амбиций. В их предвыборном списке полно абсолютно никому не известных в Томске людей, хотя некоторые фамилии, вдруг, кажутся знакомыми. Так и с партией «Яблоко» в Томске. Вроде бы все знают про нее, а кто-то даже голосовал в 90-х, но понять суть их действий сегодня невозможно, потому действий никаких нет. От партии «Яблоко» осталось только название.
Для меня эта партия давно мертва. С тех самых пор, как они ее делили тут в Томске между собой после смерти первого спикера городской думы Олега Плетнева. Как будто речь шла про хозяйственный магазин, которые, кстати, в массовом порядке переходили из городской собственности в частную, когда нынешний лидер списка «Яблока» Василий Еремин возглавлял в мэрии комитет по управлению имуществом. После чего, вдруг, стал социалистом, а, затем, внезапно, пришел в правую партию «Яблоко». Человек странного опыта в экономике и странных взглядов на экономику умудрился преподавать маркетинг и антикризисное управление в политехническом.
Благодаря тому, что Еремин в одиночестве просидел в думе Томска с нынешним созывом, «Яблоку» не надо собирать подписи избирателей для участия в сентябрьских выборах. Этим конкурентным преимуществом преподаватель маркетинга не мог не воспользоваться, потому что на рынке полно желающих зарегистрироваться на выборах без подписей. Одним он отказал. Но появились другие – из федерального движения «Городские проекты». О чем они там договорились, мы никогда, надеюсь, прости господи, не узнаем. Но урбанисты из «Городских проектов» в итоге появились в предвыборном списке «Яблока», а у лидера «Яблока» появились деньги на свою политическую рекламу. Так мы увидели неуверенное лицо Еремина на городских улицах.
Пол партии
Партия «Справедливая Россия», у которой всегда было в Томске женское лицо, продолжает с этим как-то жить от выборов к выборам, наступая на одни и те же гендерные грабли. На выборах в городскую думу эсэры выдвинули в избирательных округах города 13 женщин и 12 мужчин. Это весь предвыборный смысл самой бедной партии нынешних выборов в Томске. Даже местные коммунисты, которые выдвинули на выборах больше всего безработных, научились привлекать деньги для своих кампаний. Но, как мы знаем, удел женщин – тратить.
Когда у людей пропадает желание дать тебе денег, надо немедленно уходить из политики и заниматься чем-то другим. Я не могу понять, интересы каких людей представляет эта партия? Что там может объединять всех этих людей? Почему они там собрались?
Хотя, это все глупости. Соцопросы показывают лишь незначительные отклонения по демографии, возрасту и социальному положению людей, голосовавших за «Справедливую Россию», ЛДПР или КПРФ. То есть, различий в них никаких нет. И эта модель с набором из трех псевдооппозиционных партий теперь точно уходит в прошлое.
«Я ж мать»
Местные сторонники оппозиционного политика Алексея Навального, к удивлению многих, внезапно беспрепятственно собрали подписи для выдвижения. И, что еще более внезапно, смогли с этими подписями зарегистрироваться на выборах в думу Томска. Ксения Фадеева, которая возглавляла местный штаб Навального пару лет назад, выдвинулась на округе №4, где ее ожидало легкое, но симпатичное разочарование. Потому что на этом же округе партия «Новые люди» выдвинула победительницу всевозможных конкурсов красоты, где есть приставка «миссис», многодетную маму Юлию Мустафину.
12 лет назад кандидат «Новых людей» несла в мир более легкие, но не менее приятные ценности. Фадеева – официально и безнадежно безработная. А у Мустафиной теперь есть странный бизнес под названием «Фитнес мама». Странный, потому что, судя по отчетности, в ее компании трудится всего один человек (видимо, она сама), выручка за прошлый год – 44 тысячи рублей, из которых 33 тысячи – прибыль самой Мустафиной.
Две молодые обаятельные дамы на одном округе ведут к разрыву симпатий у мужчин избирателей. Но Фадеева на выборах «топит» за так называемое «Умное голосование» Навального, потому что «я ж оппозиционер». А Мустафина – за семью и красоту, потому что «я ж мать».
Собственно, вся история с выдвижением Фадеевой, – это история не про нее, а про «Умное голосование». Суть этого проекта в двух словах такая: сконцентрировать протестный электорат на трех псевдооппозиционных партиях – ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия». Они не агитируют за своих, не выдвигают своих и не поддерживают их, а призывают голосовать за других. Надо еще тут добавить, что так называемое «Умное голосование» нигде за пределами Москвы не работает.
Пять копеек Томска
На этих выборах у «Единой России» все традиционно, кроме рейтинга. В течение последнего года у партии власти он неуклонно снижался по всей стране. Томск не стал исключением. Ответственность за непопулярные решения, принятые в последние год – два федеральным центром, люди разумно разделили с партией власти и ее рейтинг съехал. Но и Томск за минувшее лето вставил в местный рейтинг «Единой России» свои пять копеек.
Горожане не дождались внятных ответов от местной власти по целому ряду проблем и переложили часть ответственности за это на местную «Единую Россию». Которая, конечно же, ассоциируется с властью всех уровней. Социологи выяснили в этой связи, что на отношение горожан к «Единой России» повлияли две проблемы, которые больше всего волновали Томск этим летом. Первая связана с тем, что горожане вновь столкнулись со сбоями вывоза мусора с контейнерных площадок у жилых домов. Ситуация не настолько критичная, как год назад, когда региональный мусорный оператор только начал работать, но за лето горожане не единожды сталкивались с тем, что мусорные баки стоят переполненные несколько дней. Объяснения оператора и профильных подразделений администрации города по этому поводу томичей не устроили и не успокоили.
Вторая проблема – летнее зловоние, которое в жаркие дни стояло в локальных местах города. Пока областной департамент природных ресурсов всех успокаивал, что превышения ПДК в городской атмосфере нет, от зловония задыхались целые городские микрорайоны. Так что за инфраструктурные проблемы коммунального хозяйства города и его мусорного оператора на выборах 13 сентября будет отвечать «Единая Россия». Это доверие к власти. И, между прочим, называется социальным самочувствием.
Telegram-канал «Наблюдатель в Томске» https://t.me/Nabludatelvtomske
Живой канал между людьми и зажимами для денег