Справедливо требовать, чтобы депутаты, связанные с местным строительным бизнесом, заложили за долги городу свои мандаты и партбилеты
На следующем собрании думы Томска, которое состоится в октябре, должна быть поставлена точка в двухлетней эпопее с долгами за землю, накопленными строительными компаниями, принадлежащими городским депутатам. Точка не будет жирной, потому что долги остались, и за это, как обычно, никого не «повесят».
Долги за аренду городской земли, которые в начале года достигли почти полумиллиарда рублей, — производное двух специфических особенностей местного бизнеса. Первая: строительное лобби в местных представительных органах власти достигло таких размеров, что конкурировать с ними за решения в земельных вопросах было невозможно. Эти решения они принимали сами. Они с остервенением рвали город на части несколько лет, подмяв под себя все легитимные органы управления, отвечавшие за распределение главного городского актива — земли.
Вторая особенность примитивна — коррупция. Когда в 2009 году у строительных компаний кончились оборотные средства, и власти начали говорить о кризисе в этом бизнесе, очень многие восприняли это буквально. Аппетит проснулся. Бизнесу разрешили не платить в казну, но это разрешение стоило денег и пота. Через три года напотели почти на полмиллиарда рублей.
Не буду повторять, кто и сколько должен за землю. Писал об этом много раз. Напомню лишь, что крупнейшие должники бюджета по платежам за аренду земли — компании, напрямую или косвенно связанные с депутатами областной и городской дум. Полгода новый мэр Томска Иван Кляйн их воспитывал, запираясь в своем рабочем кабинете изнутри. Публично рассказывал, что игнорирует этих людей, когда они ломятся к нему поговорить. Он бы еще под дверь им просовывал платежные ведомости и писклявым голосом ныл, что взрослых дома никого. Детский сад. Только детей не воруют.
Два последних года депутатов уговаривали заплатить. Те перекладывали земельные участки с одной компании на другую, меняли структуру собственности, банкротились, поэтому по всем формальным признакам перед бюджетом были чисты. При этом все всё понимали, но со свежими справками из налоговой, как с больничным листом, продолжали делать вид, что земля уходит из под ног.
Может быть, это было и так. Но из рук она не уходила.
Если бы не личный конфликт спикера гордумы Сергея Ильиных и основного владельца ТПСК, депутата Владимира Мамонтова, долгами строительного бизнеса за землю никто по-прежнему бы не занимался. Ильиных продавил тему и уговорил мэра начать «строить» депутатов. Сам он в силу собственного веса в местном бизнесе сделать этого не мог, поэтому, когда продавливал, только подпрыгивал, как на детской пружинной кровати.
На последнем думском собрании спикер заявил, что проблема долгов сдвинулась с мертвой точки. По его словам, все компании, кроме тех, что связаны с депутатом Байрамовым, «показывают положительную динамику по уплате долгов». У Байрамова долги по-прежнему растут.
Я не очень понимаю, о чем сказал спикер городской думы. Что депутат Мамонтов вернул в бюджет 200 тысяч рублей из нескольких десятков миллионов, что должны его компании? Или это сделали депутаты Чуприн с Рустамовым? К началу этой недели так и не появилось статистической информации о динамике долгов, про которую говорил Ильиных. Обещали, но пока ее нет.
А жаль. Потому что, по большому счету, никакой положительной динамики нет. Положительная динамика — это когда вы распишите на весь круг компаний, кто, сколько и во сколько вернет. А если в график вписываются одни компании, пока банкротятся другие, на которых висят основные долги, — это не работа с долгами, это какой-то депутатский прием по очень личным вопросам.
Справедливо было бы требовать, чтобы депутаты, связанные с местным строительным бизнесом, заложили за долги городу свои мандаты и партбилеты. Если они с таким усердием лезли в думу и партию, это должен быть вполне ликвидный актив для залога.
Пусть закладывают сейчас, пока не обнародован график работы с долгами. Пусть закладывают все. С большими долгами и маленькими. Потому что это тот случай, когда размер не имеет значения. Если ты три года не можешь вернуть в бюджет полтора миллиона рублей, но при этом ездишь в думу на новеньком Mercedes GL за пять миллионов рублей, завязывайте там с разговорами про то, где взять денег на безопасность наших детей. Вы знаете ответ. Мы тоже.